Количество приобретаемых автомобилей среди россиян растёт. К сожалению, увеличивается и количество нарушений прав автовладельцев со стороны автодилеров. Основная сложность этих споров заключается в том, что любой автомобиль является технически сложным и отнюдь не дешевым товаром. Поэтому любое требование потребителя, будь то безвозмездное устранение проявившихся недостатков в автомобиле, обмен на аналогичный либо его возврат причиняет большие или меньшие, но в любом случае убытки производителям.
В настоящее время в судах рассматривается огромное количество таких споров. При этом к таким спорам применяется законодательство о защите прав потребителей, о чем осведомлен далеко не каждый автовладелец. Зная об этом, автодилеры, заключая договор купли-продажи с потребителем, пытаются прописать в нем условия, ограничивающие права потребителя на обращение в суд. Например, в договорах зачастую содержатся условия о разрешении спорных ситуаций в конкретном, удобном для автодилера по тем или иным причинам суде. Однако такое условие ущемляет право потребителя и противоречит законодательству о защите прав потребителей, а значит, является недействительным. Поэтому потребитель вправе обратиться в любой суд, руководствуясь соответствующими нормами гражданского процессуального законодательства и Законом о защите прав потребителей (например, по месту своего жительства). Также следует учесть, что истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины (за исключением случаев, когда цена иска превышает сумму в 1 миллион рублей, в этом случае госпошлина подлежит оплате, но не в полном размере, а с разницы между ценой иска и 1 миллиона рублей. Например, цена иска 1 500 000 рублей. Госпошлина подлежит оплате только с суммы в размере 500 000 рублей (1500 000 – 1 000 000 = 500 000 рублей).
Обнаружение неисправностей транспортного средства, находящегося на гарантийном обслуживании, - это еще один спорный вопрос, с которым часто сталкиваются автовладельцы и обращаются к адвокату за помощью. Безусловно для каждого автомобилиста выявление таких дефектов при том, что машина новая и дорогая — неприятный момент. Но чтобы установить справедливость в данном вопросе, придётся приложить немало сил. И если повезёт, то транспортное средство будет отремонтировано за счет автодилера. Несмотря на то, что продавец обязан в рамках установленного срока гарантии устранить все недочёты в работе транспортного средства, часто такие требования автовладельца остаются без внимания. Автодилер просто не признает неисправности, поскольку ему выгодно дождаться окончания срока действия гарантии, а затем исправить недочёт в работе автомобиля, но только уже за счёт его владельца. Приняв же транспортное средство в ремонт, автодилер часто без каких-либо веских на то причин нарушает его сроки, установленные законодательством о ЗПП.
Безусловно, это лишь малая часть ситуаций, с которыми может столкнуться собственник автомобиля.
Конечно, разрешить указанные выше и иные спорные ситуации можно самостоятельно и до судебного разбирательства, направив продавцу претензию в письменном виде, в которой стоит указать основания своих требований и собственно требования: например, передать авто в указанный в договоре срок либо расторгнуть договор и возвратить денежные средства, уплаченные за автомобиль и т.д. Сроки рассмотрения и удовлетворения таких требований строго регламентированы Законом о ЗПП, за их нарушение автодилер в дальнейшем будет нести финансовую ответственность перед покупателем в виде выплаты последнему неустойки, штрафа, морального вреда.
Цены
Справочная консультация по телефону
бесплатно
Устная консультация (при заключении соглашения - бесплатно)
5000 руб.
Письменная консультация с анализом документов
5000 руб.
Составление письменных жалоб, заявлений, ходатайств, возражений на иск и прочих документов
3000 руб.
Справка по законодательству
5000 руб.
Правовой анализ документов
3000 руб.
Участие адвоката в досудебном урегулировании спора (мировое соглашение) 1 день
5000 руб.
Представление интересов в государственных органах и учреждениях (1 день)
5000 руб.
Оформление адвокатского запроса на получение документов
При этом необходимо учитывать, что, если Вы заранее оставите в специальной онлайн-форме на сайте свой вопрос, моя помощь Вам будет более продуктивной. Благодаря этому я смогу заранее провести анализ ситуации, чтобы на последующей встрече уже озвучить продуманную правовую позицию по Вашему вопросу.
Обратившись в адвокатский кабинет, каждый клиент получит профессиональную услугу в решении данных вопросов. При этом справочная консультация специалиста по телефонной линии бесплатная. Также будет бесплатной и очная встреча с адвокатом в том случае, если вы заключаете с ним соглашение на ведение дела в суде. Опытный адвокат проконсультирует автовладельца и разберётся в имеющейся документации.
Затем проработает стратегию и тактику разрешения спора. Постарается разрешить ситуацию в досудебном порядке. Составит и направит претензии, проведения переговоров. А также поможет разрешить ваше дело через суд.
Сотрудничество с компетентными людьми — залог успешного разрешения вашего вопроса в случае спора с автодилером. Любое серьёзное дело стоит решать с профессионалами, чтобы не жалеть о потраченном времени и нулевом результате!
Вопрос-ответ
Я приобрел автомобиль в автосалоне. Однако после подписания акта приема-передачи ТС, до постановки его на учет, в ходе осмотра автомобиля и сверки номерных агрегатов я обнаружил расхождение в фактическом номере двигателя ТС и паспорте автомобиля. Я обратился в автосалон для внесения изменений в паспорт машины, они мне выдали копию с отметкой о том, что оригинал ПТС находится у них, но прошло уже более двух месяцев, а ПТС обратно я не получил. Подскажите, пожалуйста, что можно сделать?
Отсутствие подлинника ПТС и несоответствие номерных агрегатов ТС указанным в ПТС номерам является недостатком переданного истцу транспортного средства, препятствующим использованию товара по прямому назначению, что влечет за собой право требовать устранения данного недостатка в соответствии с Законом о Защите прав потребителей, а в случае неустранения данного недостатка и невыполнения требований потребителя в порядке и сроки, предусмотренные законом, - обязанность автодилера нести установленную ст. ст. 20, 23.1 Закона ответственность.
Таким образом, если автодилер не ответил на вашу досудебную претензию, данный вопрос необходимо решать в судебном порядке.
Четыре года назад я купил автомобиль «Фольксваген», гарантийный срок был установлен на 24 месяца. После истечения гарантийного срока в автомобиле выявлены несправности в работе двигателя, а именно – поломка фаз газораспределителя. Считаю, что этот недостаток является существенным и хочу расторгнуть договор с продавцом и взыскать с него деньги. Встанет ли суд на мою сторону и какие дополнительно денежные средства я могу еще взыскать с автодилера?
Прежде всего, определяющим обстоятельством в этой ситуации является истечение гарантийного срока. Кроме того, при рассмотрении дела в суде будет назначена и проведена судебная автотехническая экспертиза на предмет того, является ли проявившийся недостаток устранимым или нет. В случае же, если этот недостаток является устранимым, то в соответствии с п. 6 ст. 19 закона о защите прав потребителей можно требовать только безвозмездного устранения данного недостатка, и только в случае нарушения двадцатидневного срока устранения недостатка можно заявить требования, основанные на п. 3 ст. 18 закона о защите прав потребителя.
Я зарегистрирован и проживаю в г. Москве. Приобрел автомобиль у автодилера, который находится в другом субъекте Российской Федерации, а юридический адрес автодилера – в третьем субъекте. В работе автомобиля обнаружились недостатки, хочу обратиться в суд. Можно ли как-то избежать обращения в суд по месту нахождения автодилера?
Споры с автодилерами относятся к категории споров, связанных с защитой прав потребителя. В связи с этим в соответстии с Законом о защите прав потребителей, а также ч. 7 ст. 29 ГПК РФ иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.
Кто является ответчиком по спорам с автодилером?
Споры с автодилерами относятся к категории споров, связанных с защитой прав потребителей. В качестве ответчика по таким спорам следует указывать продавца, поскольку именно продавец несет определенные законом обязанности перед покупателем. Иск может быть предъявлен как к официальному дилеру определенной марки, так и к автосалонам, реализующим автомобили, бывшие в употреблении.
Как рассчитать госпошлину по иску, предъявленному к автодилеру?
Споры с автодилерами – это споры, связанные с защитой прав потребителей. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины при цене иска, не превышающей 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает указанную сумму, то уплата госпошлины осуществляется в соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ.
Является ли обязательным в спорах с автодилерами досудебный порядок урегулирования спора?
Закон не предусматривает обязательного досудебного (в том числе претензионного) урегулирования споров с автодилерами. Однако до подачи иска в суд целесообразно направить на имя ответчика письменную претензию, содержащую требования, аналогичные указанным с иске. При этом желательно получить подтверждение того, что ответчие получил претензию, так как в случае судебного разбирательства поданная ренее претензия будет свидетельствовать об отказе от добровольного исколнения законных требований истца, что является основанием для взыскания с продавца штрафа и неустойки.
Судебная практика
1. Истец-физическое лицо обратился в суд с иском к ответчику-автодилеру о взыкании денежных средств, неустойки, штрафа, судебных расходов. Свои требования истец мотивировал тем, что он приобрел у ответчика автомобиль. В период эксплуатации автомомбиля у него неоднократно проявлялись одни и те же технические недостатки, в результате чего истец отказалась от исполнения договора купли-продажи. Ответчик возвратил истцу денежные средства за автомобиль, но цена автомобиля к этому времени возросла, в связи с чем истец просил возместить ему разницу между ценой автомобиля, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения требования истца об отказе от договора. Кроме того, истец как потребитель, просил взыскать с ответчика штраф и неустойку за длительную просрочку выплаты денежных средств.
Ответчик иск не признал.
Суд, рассмотрев дело, требования истца о взыскании разницы удовлетворил в полном объеме, частично удовлетворил требования о взыскании штрафа и неустойки, снизив их на основании ст. 333 ГК РФ.
2. Истец обратился в суд к ответчику с требованиями о расторжении договора купли-продажи автомобиля, взыскании уплаченных денежных средств, а также неустойки, убытки, компенсацию морального вреда.
Свои требования истец мотивировал тем, что он приобрел у ответчика автомобиль стоимотью 7 200 00 рублей. В течение гарантийного срока пневмоподвеска автомобиля неоднократно выходила из строя, имеются недостатки АКПП. По результатам независимой экспертизы, проведенной до обращения в суд, установлено, что причиной неисправностей являются производственные дефекты. В адрес ответчика направлялась претензия о возврате денежных средств, уплаченных за автомобиль, однако, в ее удовлетворении было отказано.
Ответчик возражал против удовлетвоорения требований.
Дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокуплнсти, суд обоснованно счел установленным, что проданный истцу автомобиль имеет производственные недостатки, возникающие вновь после неоднокртаного ремонта, влияющие на безопасность эксплуатации автомобиля. Суд удовлетворил требования потребителя и взыскал в пользу истца денежные средства, уплаченные за автомобиль, разницу в цене товара, неустойку за нарушение срока удовлетворения требований потребителя, штраф, моральный вред, судебные расходы и убытки, выразившиеся в оплате проведенной экспертизы.
3. Истец обратился в суд к ответчику с иском о взыскании неустойки, штрафа и компенсации морального вреда. Свои требования обосновал тем, что он является собственником автомобиля, до окончания гарантийного срока он обратился к ответчику с требованием о безвозмездном устраненнии недостатков автомобиля в работе системы климат-контроля и АКПП. Автомобиль был принят в ремонт, однако, выдан истцу только через 67 дней с момента обращения для устранения недостатков. Таким образом, ответчик превысил установленный законом 45-дневный срок для устранения недостатков.
Ответчик требования не признал.
Рассмотрев дело, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
4. Истец обратился в суд с иском к ответчику – офоициальному дилеру автомобиля с требованием о расторжении договора купли-продажи, взыскании стоимости автомобиля и установленного допоборудования, нейустойки, убытков, штрафа, компенсации морального вреда.
Свои требования истец обосновал тем, что им был приобретен у ответчика автомобиль. В ходе эксплуатации автомобиля у него неоднократно возникала неисправность, в связя с чем истец обращался к дилеру с целью ее устранения. В ходе ремонта максимальный срок устранения недостатков в 45 дней был значительно превышен, добровольно требования потребителя о расторжении догвоора дилер не удовлетворил.
В ходе судебного разбирательства ответчик иск также не признал.
Рассмотрев дело, суд требования истца удовлетворил.
Лучше всего записаться на консультацию заранее и лично встретиться с выбранным Вами адвокатом. Так вы сможете наиболее полно описать свою проблему и заодно выяснить сразу, требуются ли Вам услуги адвоката в данной ситуации.