Влияние пандемии на работников и работодателей

Еще одной областью, в которой наиболее остро проявила себя пандемия, это трудовые правоотношения, отношения между работником и работодателем.

Пост полезен как для одних, так и для других.

Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство работодателей сейчас находится в поиске того, на чем можно сэкономить. Работников пытаются отправить в неоплачиваемые отпуска либо в очередной оплачиваемый отпуск, но сейчас, а не тогда, когда планировали работники; на них осуществляется давление со стороны работодателя; их принуждают к увольнению по собственному желанию; также пытаются отправить работать дистанционно и при этом сократить заработную плату, и даже уволить по различным основаниям, в том числе, по сокращению численности или штата работников.

НО! ВАЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО РАБОТОДАТЕЛЬ НЕ МОЖЕТ ДЕЛАТЬ СЕЙЧАС ВСЁ, ЧТО ЕМУ ХОЧЕТСЯ, И ИГНОРИРОВАТЬ ТРУДОВОЙ КОДЕКС!

Само по себе объявление пандемии не является основанием для действий работодателя, указанных выше. В противном случае после того, как ситуация с пандемией закончится, работодателям грозят судебные разбирательства, по результатам которых можно понести очень большие расходы.

1. Отпуск сейчас, а не летом. Статьей 123 ТК РФ установлен порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, при этом график отпусков обязателен как для работника, так и для работодателя. В одностороннем порядке работодатель не имеет права этот график изменить. Поэтому перенести отпуск работнику возможно только в том случае, если он на это согласен.
  2. Неоплачиваемый отпуск Статьей 128 ТК РФ определены случаи, когда работник может уйти в отпуск без сохранения з/п, и опять же на основании его заявления. В одних случаях работодатель может предоставить такой отпуск работнику, а в других обязан. Но по своему желанию работодатель не может отправить работника в такой отпуск.
  3. Дистанционная работа. Главой 49.1 ТК РФ определены особенности регулирования труда дистанционных работников. Это выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала или представительства, вне стационарного рабочего места с использованием, в том числе сети Интернет. Для оформления сотрудников на дистанционную работу и во избежание каких-либо споров в дальнейшем целесообразно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором обозначить рабочие часы, когда работник должен выполнять свои обязанности, объем обязанностей, форму отчетности о выполненной работе, размер з/п. При этом важно учесть, что если объем выполняемых работником обязанностей остался прежним, то уровень оплаты труда не может быть уменьшен.
  4. Сокращение численности или штата Если работодатель решил воспользоваться данным вариантом оптимизации своей деятельности, то необходимо четко соблюдать процедуру увольнения работников по данному основанию, предписанную ТК РФ:
    • уведомление первичной профсоюзной организации не позднее чем за 2 месяца до начала соответствующих мероприятий (при ее наличии);
    • Уведомление работников не менее, чем за 2 месяца до начала соответствующих мероприятий;
    • Соблюдение преимущественного права на оставление на работе;
    • Обязанность предложить работнику другую имеющуюся работу;
    • Выплата выходного пособия работнику в размере среднего месячного заработка (в некоторых случаях в течение 3х месяцев);

Кроме всего перечисленного, всегда можно достичь компромисса путем переговоров.

Какие способы оптимизации использует ваш работодатель в сегодняшних условиях? Удается ли достичь компромисса? Если вы работодатель, соблюдаете ли вы нормы ТК РФ?

Получить бесплатную консультацию

Вы можете обратиться ко мне за консультацией по интересующим вас вопросам.

Получить консультацию Вы можете следующими способами:

При этом необходимо учитывать, что, если Вы заранее оставите в специальной онлайн-форме на сайте свой вопрос, моя помощь Вам будет более продуктивной. Благодаря этому я смогу заранее провести анализ ситуации, чтобы на последующей встрече уже озвучить продуманную правовую позицию по Вашему вопросу.

Я согласен с условиями пользования сайтом и с условиями политики конфиденциальности

Получить консультацию адвоката, Вы можете следующими способами:

Лучше всего записаться на консультацию заранее и лично встретиться с выбранным Вами адвокатом. Так вы сможете наиболее полно описать свою проблему и заодно выяснить сразу, требуются ли Вам услуги адвоката в данной ситуации.